Как замотивировать ребенка что-то делать?

Автор: Надежда Ленивенко.

Как вы думаете, какие дети чаще всего добиваются успеха в своих начинаниях: умные, творческие или одаренные? По наблюдениям штатовских специалистов по работе с одаренными детьми добиваются успеха - самые мотивированные, самые заинтересованные!

Причем, успех этот можно понимать по-разному. Создание потрясающей картины, поступление в отличный ВУЗ, победа на международной Олимпиаде.

Вот если нет у ребенка мотивации что-то делать, серьезной мотивации, внутренней, то будь он хоть семи пядей во лбу, особыми достижениями вряд ли сможет похвастаться.

Приведу описание интересного эксперимента.

29 художников, вполне себе признанных и успешных, попросили представить 10 картин, которые они писали на заказ, и 10 картин, написанных «просто так», для себя. Затем эти картины хорошенько перемешали и выдали экспертам, не менее признанным и успешным. И вот эти эксперты картины, созданные на заказ, оценили намного ниже, чем те, что писались «по велению души и сердца».

Аналогичных экспериментов – пруд пруди. Результаты одни и те же. При наличии внутренней мотивации человек становится более креативным, более сообразительным и, в итоге, более успешным.

А еще психологи говорят (и доказывают), что иногда внешняя мотивация может внутреннюю свести на нет. Вот рисует себе ребенок с удовольствием. А вы за каждую картинку выдаете ему конфетку. Глядишь, через какое-то время он без конфетки рисовать прекратит. Или даже с конфеткой перестанет – надоело, неинтересно.

И вот тут возникает крайне важный с практической точки зрения вопрос. А что бы придумать, чтобы ребенок-таки что-то делал? Скажем, домашнее задание. Как его мотивировать, если той самой важной внутренней мотивации маловато? Предлагать после работы на айпаде поиграть? – Так ведь это та самая конфетка, которая может убить даже малейший интерес к заданию. И к последующим…

Неплохую подсказку недавно была напечатала в журнале Child Development.

Психологи из Северозападного Университета в США попросили группу 5-летних детишек выполнить скучное задание. Очень скучное. Нужно было разложить в ячейки одинаковые шарики. 56 штук.

Одной группе детей за это обещали выдать стикеры. Те, что любой 5-летний ребенок жаждет заполучить. Другой – не предложили никакой награды. А 3-ей и 4-ой обещали рассказать кое что интересное о странном животном (выдуманном). Причем, 3-ей группе после выполнения задания выдали крайне скудную информацию описательного характера («у этого животного длинный хвост, который раскачивается при ходьбе»). А 4-ой группе рассказали об объекте в подробностях. Осмысленных. «У этого животного длинный хвост, которым оно стучит по земле, чтобы напугать хищников».

Результаты оказались любопытными. Дети, которые не получили никакой награды или выяснили что-то малоинтересное о животном, в среднем, выполнили скучное задание 1.5 раза. Те, что обзавелись красивыми стикерами – 3 раза. А 4-ая группа, та, которой выдавали подробную информацию о выдуманном животном, оказалась самой продуктивной. Дети выполнили задание в среднем 4 раза. Удивительно, интересная информация в глазах детей оказалась более привлекательной, чем стикеры.

Высший пилотаж – выудить нечто интересное для ребенка из того, чем ему предстоит заниматься. Использовать его новые навыки или результат его работы для того, чтобы узнать что-то любопытное.

Например, после тренировки на занятиях по математике. Складывания больших чисел в столбик попробуйте посчитать (столбиком, естественно:)), на каком расстоянии от Земли находится Луна в самой дальней точке орбиты. (Задачка такая: Ближайшая точка Лунной орбиты находит на расстоянии 356 410 км. Самая дальняя точка – на 50 287 км дальше. На какое самое большое расстояние Луна «отлетает» от Земли?).

Пожалуйста, удивляйтесь не сильно, когда ребенок спросит, когда еще будем столбиком считать :)

По материалам обзора блога Ирины Рогожкиной ( http://wiseparents.ru)

Наши филиалы