Как помочь ребенку сделать правильный выбор

Автор: Надежда Ленивенко.

Одна очень хорошая мама задала мне серьезный вопрос:

Меня давно терзает вопрос о том правильные ли решения я принимаю направляя ребенка по пути, который кажется правильным мне в данный момент? как мои решения отразятся на будущем моего ребенка?

Просто, когда-то я решила (субъективно), что музыкальная школа — это занудство (хотя там сама не обучалась), и Катю (ей сейчас 8 л.) не стала туда записывать. Мне нравилось смотреть на девочек занимающихся художественной гимнастикой и Катя добросовестно отходила туда 3 года (но в этом у нее точно нет больших способностей и желания), так-же она отзанималась 4 года в хореографическом коллективе — и тоже мимо. И вот ей уже 8 (смешно звучит))), и я задаюсь вопросом — что дальше? как не упустить время… и сделать правильный для неё выбор сейчас.

В какое направление её силы «направить»? Как помочь ей развиться в только ей подходящем направлении и своевременно. Ведь сейчас такие занятия как музыка, рисование, шахматы и т.п. занимают у детей основную часть свободного от школы времени (4-5 занятий в неделю на каждом направлении (я имею в виду проф.школы) и выбрав, например, музыкальн.школу, ребенок должен будет ходить туда 7-8 лет…а если через 2 года не захочет…то её сверстники выбравшие другие направления уйдут там далеко вперед, и она из стеснения туда точно тогда не пойдет…а еще, выбрав музыкалку она автоматически лишается возможности ходить на любимые ей кружки по шитью и бальным танцам — ей там нравится, но для меня — это же просто кружки, на которые можно и через 4 года пойти …

Получается у меня вопрос — мелкие кружки по интересам, или одно основное занятие ? ))

Мама действительно хорошая. Хотя бы потому, что задается подобными вопросами и не считает, что ее решения касательно занятий дочки являются правильными по умолчанию.

Прежде чем ответить, мне бы хотелось сделать очень важное замечание.

Не стоит считать, что если сейчас ваш ребенок куда-то не пойдет или что-то не сделает, то он раз и навсегда лишит себя шанса заняться определенной деятельностью. А вы станете плохой матерью от того, что недоглядели, упустили и вовремя не направили.

Если ребенок вырастет свободным и творческим человеком, он всегда сможет открыть для себя что-то новое – увлечение, профессию или даже дело всей жизни. Практически в любой момент времени.

Однажды 56-летняя учительница музыки Мэри Хобсон попала в больницу и, что называется, от скуки, прочитала «Войну и мир». Прочитала и влюбилась. В Толстого и Россию. Настолько, что решила, ни много ни мало, выучить русский язык.

Решила – и сделала. Сначала Мэри брала частные уроки. Потом – поступила в университет. После 60! Затем и вовсе отправилась на стажировку в Россию. Жила в общежитии. Учила русский. И была счастлива так, как и сказать нельзя.

Однажды во время лекции преподаватель упомянул «Горе от ума» Грибоедова – мол, эту вещь перевести просто невозможно. Понятно почему – игра слов, рифма, колкие шутки и афоризмы. И Мэри загорелась.

Работа была закончена к получению диплома. Потом была аспирантура и перевод «Евгения Онегина». Блестящий, между прочим, перевод. За который она получила кучу наград. Уже в возрасте за 70.

А вы боитесь, что если в 8 лет не сделать и не научиться, то потом ни за что и никогда

Бывают, конечно, случаи, когда ребенка в нежном возрасте привели в музыкальную или художественную школу и что-то щелкнуло, совпало. Ребенок упорно работает, достигает определенных высот и впоследствии становится великолепным профессионалом. Но это редкий случай. Очень редкий.

Куда более часто – ребенок пробует то и это, что-то нравится больше, что-то меньше. Совсем не обязательно эти пробы выльются во что-то серьезное. И в этом нет ничего страшного. Напротив, они обогащают внутреннюю жизнь ребенка, открывают ему что-то новое. Я к тому, что расстраиваться от того, что занятия хореографией и гимнастикой «не выстрелили» я бы не стала. Это сродни игре дошколят, которая на первый взгляд, кажется чем-то несерьезным и ненужным, но именно в ней развиваются важнейшие качества – умение мыслить и фантазировать, выстраивать свое поведение и взаимодействовать с окружающими.

Знаете, игра может быть организована взрослым, но наиболее полезной и эффективной она становится, когда в определенный момент инициатива переходит к ребенку – и он начинает что-то делать и придумывать самостоятельно (или в компании с другими ребятами). То же и с кружками – можно привести дочку в музыкальную школу, можно записать на теннис или театральную студию, но занятия станут развивающими только при условии вовлеченности и заинтересованности в них ребенка. Чем младше ребенок, тем более это верно. Если он куда-то ходит не потому, что хочется, а потому что надо, толку особого не будет.

В общем, все мои рекомендации можно свести к нескольким простым предложениям.

  • Дайте возможность дочке пробовать самые разные виды деятельности и присматривайтесь к ее реакции. Что ей нравится больше, что меньше. Рассказывайте ей о разных занятиях – фотографии, живописи, танцах, математике, физике. Читайте ей биографии интересных людей. Хорошо, когда у ребенка есть друзья, подружки, которые чем-то занимаются. Иногда ребенок идет за компанию в кружок или студию и совершенно неожиданно «находит себя».
  • Очень важно, чтобы у ребенка было свободное времяБ, когда она сможет помечтать, поиграть (да, в 8 лет детям все еще очень важно просто играть) и даже побездельничать. Частенько именно в такие свободно-неорганизованные моменты в душе ребенка вырастает что-то серьезное.
  • Не делайте ставку на какое-то одно серьезное занятие (музыкальную школу, к примеру), если только ребенок сам к нему не рвется.
  • Не лишайте ребенка его любимых кружков, даже если они вам кажутся несерьезными и бесперспективными.
  • И, самое главное, не расстраивайтесь, что ребенок растет, а «призвание» так и не найдено. Говорят, что успешных людей можно разделить на две группы: целевики и искатели (о них я, кстати, когда-то писала). Первые довольно быстро понимают, чем хотят заниматься и целенаправленно растут в выбранном направлении. Вторые долго-долго не имеют ни малейшего представления, кем хотят быть. Они пробуют самые разные вещи. И в конце концов получается, что-то сходится, приходит страсть, а вместе с ней и успех. Чтобы это произошло, прежде всего, требуется интерес к жизни, способность пробовать что-то новое, любознательность и смелость. Вот эти качества стоит взращивать и культивировать.

По материалам обзора блога Ирины Рогожкиной ( http://wiseparents.ru)

Наши филиалы

 

Студия 2х2 (Дважды Два): понятная математика, авторский курс Superlogic, ментальная арифметика, скорочтение, развитие памяти для школьников.
МегаКреатив. Кружок по техническому творчеству и 3D-печати. Программирование и робототехника.
Школьный помощник, помощь в подготовке домашний заданий, готовим уроки. Научный городской лагерь на всех каникулах.
Для школьников от 7 до 16 лет.

Математическая студия 2x2 © 2013 - 2018

Математические занятия для школьников индивидуально и в группах, понятная математика, продленка после школы, помощь в подготовке уроков, Школьный помощник, готовим уроки, ментальная арифметика, оба полушария головного мозга, мегаскорочтение, скорочтение, мегапамять, развитие памяти, понятная математика, кружок по математике, занимательная математика, повысить интеллектуальный уровень ребенка, фитнес мозга, городской лагерь, научный лагерь.